На Сафрониевскую пустынь 21.06.2014 г. (без цензуры)
Душевно прокатились!…
По прикидкам я предполагал, что будет в итоге около 200 км, но как-то «спустил на тормозах» этот факт. А тут еще синоптики мило врали о сносной погоде… Ехать было нужно.
Стартонули в 6-00, отлично понимая, что времени слишком с запасом. Так за то ж и катили со средней около 22 км/ч, явно не торопясь и ловя кайф от движения. Скорость выше на участке от Конотопа до Бурыни грозила влетом в асфальтные ухабы и потерей спиц. Поэтому, - медленно и уверенно. С отдыхом в кафе «Венеция». Озеро там красивое…
Разумеется, тормознули и на мосту через Сейм. На сколько я понимаю, группа из Сум тоже там не транзитом пролетела…
И вот, в 10-00 мы на месте, а никого нет! Убивали время, как могли. В окрестностях Путивля исторических точек – зашкаливает. Например и, тем более, к дате 22 июня:
Все, что нашел в интернете об этом: «Братская могила мирных граждан Путивльского района, расстрелянных в 1941-1942 годах».
Ожидание затягивалось, но к 11-00, как и было обещано, появилась яркая группа.
Рассказывали, что попали под дождь, но были сухими, даже пересушенными… И тут же расположилась полукругом для фотографирования.
Потом дикая гонка за местными бабульками на велосипедах с внушительными тюками сена на багажниках и воссоединение у кафе всех, возжелавших принять участие в этом мероприятии. Одним словом, все выглядело так, как будто немножко шизонутые люди собрались перекусить за сотню км от дома. Оно и понятно: при таких ценах «рідна українська жаба» может загнать и дальше. 35 грн за комплексный обед , плюс «пятЬОрка и 75 коп.» пиво! Вот за последнее столько даже платить было стыдно, хоть вкус и не отличался изыском – «Рогань», знаете ли…
Следующий этап – культурно-историческо-православный – начался с приличной дороги. Катилось в радость в хвосте рандонерской колоны. Так в радость, что до Новой Слободы растянулись. И если бы не желание увековечить себя на мосту через полноводную реку и не агрессивные гуси, - вряд ли остановились до самого монастыря. Агрессию гусей можно понять: уж очень вода глубока…
Подъем к монастырю как-то не очень напряг, хотя там и был «намалеван» знак: «12%». В мое первое посещение этих мест этот «бугор» просто убил, а в этот раз даже разочаровал…
С 2009 г. почти ничего не изменилось. Только пещеры теперь закрывают и перед воротами установлен памятник польским офицерам – жертвам НКВД в 1940 г. Причем памятник был установлен польской делегацией чуть ли не накануне перед нашим посещением.
После одевания юбок теми, кому необходимо, группа вкатила на территорию.
Тут мероприятию был предан статус официоза – «заказана» экскурсия.
(вырежет цензура)
И вот тут то, лично я, начал получать удовольствие не только от самой поездки! Поперло!
Хоть я и нехристь (прошу не путать с антихристом, а тем боле, с атеистом), но храмы при любой возможности посещаю. На удивление, внутри помещение храма уж очень микроскопическое. От этого было впечатление избытка икон и других реликвий, а еще удручающий запах ладана. Тут же мне удалось «причаститься» святой водой – вода не зашипела (как ожидалось), мизинец не почернел, но и не засветился в темноте (и до сих пор не светится).
Потом было ожидание директора – он застрял в храме. То ли к постригу готовился, то ли на него епитимью наложили за предполагаемую экскурсию. Во время ожидания к нам «приблудился» послушник (судя по одежде). А вот судя по выговору и разговору, - русский и сторонник единого русского (опять же) православного мира. Высказал «Ге» по поводу существования границ как таковых. Потом мягко «плюнул» в сторону установленного полякам памятника: «Переписывают историю все, кому не лень…» На языке вертелся вопрос: «А может, не переписывают, - может, восстанавливают?» Но спорить в таком месте не хотелось и настроение было благодушное, а еще было интересно, что же он скажет дальше? Но продолжения не последовало… А жаль…
Кстати, о лагере НКВД. То, что он тут был – никто не спорит, даже «любители совка» согласны. Но идут споры, расстреливали ли тут людей или нет. Массовых захоронений не обнаружено, вполне вероятно, что пока. А вот уменьшение количества ЗК в лагере документами определяется словом «разгрузка». Вполне понятно, что трактуется этот термин абсолютно по-разному, в зависимости от того, что требуется доказать… И что бы не быть голословным – две версии одних и тех же событий:
http://xpress.sumy.ua/article/sumy-svit/3818http://narodna.pravda.com.ua/history/4ebbdc9d1e44f/Хух, отвлекся…
Тут появился директор в сопровождении отЦя. Внешний вид Батюшки был классическим: тела много, дух в небесах. Один недостаток – дикция никак не экскурсовода. После получасового прослушивания длинного списка настоятелей и чудес, сопровождавших появление монастыря, спустились к пещерам. Началось самое «интересное» - невнятное бормотание в окружении осатаневших комаров о восьмерых благочестивых старцах, один из которых был блаженным. Благочестие, разумеется, сопровождалось чудесами. Каждое новое чудо начиналось: «А еще был случай…» И следовал рассказ о предсказании сгорания в печи рыбы. Или о том, как юродивый, но святой, вылил в самовар с кипяченой водой сырую воду, за это получил подзатыльник от братьев, но не обиделся, чем проявил несомненную святость… А еще его святость проявлялась в дикой нелюбовии к женщинам…
Порадовало и объединение «монголо-татарского нашествия» в одно время с житием князя Георгия Потемкина…
В общем, то о чем гутдосил Батюшка, тут:
http://oleg-ts.io.ua/s30521/sofronievskiy_monastyrhttp://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B8%D1%80И вот после всего этого мы таки спустились в пещеры. Т.к., открытая часть не очень большая и я уже был, - восторга не было. Не было и чудес – одержимых среди 11-ти человек не оказалось. Так что, оставалось пожертвовать, кто, чем может и кому, сколько не жалко и выйти на свет Божий под дождь греться…
После всего сказанного и сказанное, разумеется, вырежет цензура из официального отчета, необходимо уточнение. Я очень уважительно и даже трепетно отношусь к вере, а тем более к свободе совести. И я не атеист и – Боже упаси – не воинствующий. Я, типа, агностик. Как в одной из своих проповедей по ТВ сигаретно-нефтяной Патриарх Кирилл голосом, очень похожим на голос Симоненко (никогда не замечали?), объяснил разницу. Атеист говорит: «Я не верю!», а агностик - «Может быть!» НО, «А пусть святоши не расслабляются» (из к/ф «Догма)
(цензура окончена)
Напоследок, народ ринулся вкушать и наполнять фляги из святого источника. А чтобы воды не было мало, она полилась и с небес…
А так выглядел монастырь до "всеобщего равенства":
Не знаю, как катилось сумской группе домой, а у нас на подъезде к Бурыни уже вовсю светило солнце. Электричка до Конотопа оказалась региональной, поэтому покатили своим ходом. Все было хорошо до момента, пока Стасу не позвонили из дому и не объявили, что его ждет шашлык. Вот тут мы его и потеряли. До этого и так по колдобинам держали 25 км/ч, а тут он выдал скорость под 30 и за 35 км до финиша, скрылся за горизонтом. Доезжали уже вдвоем. Высохли полностью. За 10 км до города у меня под коленкой заныла связка и гадски задул встречный ветер… Но все это было уже поздно, чтобы попортить классную покатушку. Счетчик на финише показал 189 км. А гламур святости и благочестия обновился и стал искриться…
Все фотки тут:
gallery/album.php?album_id=949&sk=t&sd=d&st=0