Просматривая велофорум в конце апреля обратил внимание на сообщение о бревете в 200 км в честь Победы. Сначала особо внимания не обратил, но чем дальше, тем больше рос интерес к такой поездке. В результате было окончательно решено проехать указанный маршрут: Сумы-Штеповка-Лебедин-Будилка-Ахтырка-Тростянец-Сумы.
Итак, были поставлены следующие задачи – сделать фото всех попавшихся памятных знаков, памятников, мемориалов в честь ВОВ. Второстепенная задача – провести наблюдения за животными и растениями.
Тщательная подготовка началась за 2 дня – был смазан и отрегулирован «Турист», составлен список необходимых вещей … Время пронеслось незаметно, и вот настало утро 10 мая.
Открыв глаза, первой мыслью было – как бы не проспать. За окном было уже светло, поэтому сразу-же посмотрел на часы. Время оказалось 5.20. Рано, есть еще время подремать. Закрыл глаза … но понял, что снова уже не усну. Начал обдумывать, все ли подготовлено к поездке. Колеса накачал, все смазал, подкрутил … еду взял … ключи … В голове проносились уже давно запомнившиеся списки вещей к походу. Хотя эта поездка была немного особенной – надо проехать около 200 км. Давненько уже я за один день не проезжал такие расстояния … Пересмотрел в голове список еще раз - вроде все готово.
Время незаметно пробежало и незаметно приближалось к 6.00. Быстро встал – перекусил, приготовил еду на поездку, уложил все в рюкзаки и поехал …
Надо было добраться к месту выезда как можно скорее, потому что время нещадно бежало. Вышел с подъезда дома, вдохнул свежий утренний воздух и покрутил … Проезжая озеро Чеха, удивила тишина – пройдет еще пару часов и здесь будет шумно, как в барах. Ветра не было совсем, и в озере красиво отражались деревья, близлежащие дома, слышно было крякв, крачек и прочую пернатую живность. Вот бы остановиться, сделать фото, но посмотрев на часы – придавил на педали. Было почти 7, а мне надо было в это время уже быть у мемориала на ул. Кирова. Пролетел ул. Прокофьева и уже ровно в 7, был на Кирова.
Сложно было не заметить нагромождение роверов и живо разговаривающих велосипедистов. Подъехал буквально в последний момент, резко затормозил – занесло заднее колесо; таки перестарался регулируя позавчера велосипед. Только поздоровался со всеми – и в путь. Сначала темп езды держал как и все, но уже через минут пять – начал понимать, что слишком устаю, да еще и пот лил рекой, поэтому вид у меня был не ахти. Как раз в этот момент подъехал Вальдемар, и сначала немного поговорив, сказал, что для меня желателен маршрут только до Штеповки. Сказал, что хотелось бы проехаться по всему маршруту, хотя в глубине души понимал, что в таком состоянии, далеко не протяну. Закончился город, и теперь можно было остановиться – когда едешь один в городе, машины часто подрезают и часто вообще не обращают внимание на ровер, а когда едет группа – отношение немного другое. Посмотрел на быстро удаляющуюся группу, и начал привязывать заново сумку на багажнике. Она никак не хотела ставать в нужное положение, и все сваливалась на бок. Перевязав, наконец закрепил нормально. Подумал о велорюкзаке – с ним подобных проблем не бывает, но в него надо грузить от 10 кг.
Сел на велек, и продолжил маршрут. Выехал с Лебединской, на Роменскую трассу, сделал фото близлежащих полей. Не мог пропустить такое буйство зелени …
Начал чувствовать себя немного лучше, хотя все еще было сложно выжать более 25 км/ч. Подумал, что как бы не пришлось действительно ехать только до Штеповки. Но уже через 15 км. силы снова вернулись и появилась уверенность, что маршрут будет пройден. В придачу дорога так и манила своей гладью …
Постепенно набирая скорость, подъехал к с. Сула в 8.15. Подумал, что скорость слабовата, но достаточна для окончания маршрута до 20.30. На горизонте виднелась горка – первое препятствие …
Села мелькали одно за одним, начали появляться фуры – издалека было слышно их рев. Неприятно, когда такая махина проносится менее метра от тебя, хотя с другой стороны – потоками воздуха сильно подталкивает вперед. Чего не скажешь о встречных – здесь только как можно ниже наклоняться. Проносились на дороге и разные «шумахеры», но как оказалось позже, их скорость была микроскопической …
Возле танка перед Штеповкой был в 8.50.
Вспомнился вчерашний рассказ ветерана про настоящие события войны. Новоприбывших (около 200 солдат) собрали, и приказали взять занятое село немцами. Не выдали ничего, и бойцы без оружия, пользуясь только найденным холодным оружием, таки отбили село. Но выжили только единицы. Поэтому и выходит, что на одного погибшего немца, семь наших солдат. Очень печальная статистика …
Подумал как дальше ехать – через с. Ключиновка, или через с. Штеповка. Решил рулить в Штеповку, и уже через 2 км. понял, что сделал большую ошибку – дорога была сплошь укрыта ямами, и те участки, которые несколько лет назад преодолевались без проблем, теперь проезжались только с постукиванием зубов и костей. Но это были только цветочки – подъехав к с. Подопригоры, все больше стали попадаться участки дороги с непроезжаемыми за 20 км/ч ямками. Сначала сбавил скорость до 15, а потом и до 10 км/ч. Начали закрадываться сомнения, что смогу успеть до 8.30. Немало летало хрущей, которые так и пролетали мимо головы, а «особо одаренные» врезались, несмотря на уклонения. Но скоро лесополоса сменилась на редкие деревья, и эти бомбардировщики исчезли.
За с. Грицины уже издалека увидел желтеющую от одуванчиков поляну. Захотелось остановиться здесь перекусить, но уже было задумано есть возле с. Михайловка. Поэтому было сделано фото и снова закрутились педали …
Удивили большие стоги сена возле того-же села. Если на севере Сумщины все закинуто, и поля заростают уже деревьями, а коров и свиней уже давно вырезали, то южные районы области продолжают высаживать поля и выращивать зверье, несмотря на все попытки государства на уничтожение сельского хозяйства …
За селом был еще один интересный участок – в долине р. Грунь кругом разносились голоса разных птиц – удода, певчего дрозда, пеночки-тиньковки, соловья и пр. Вдалеке еще пел бекас. Здесь были болотные участки, склоны со степными растениями, лесные участки. Эх … заповедать бы эти территории. Были сделаны фото и как можно быстрее возобновлено кручение педалей …
Скорость желала лучшего, но по-другому никак – дорога была убита, и дабы доехать с целыми зубами и костями, ну и конечно ровером, ехал не более 15 км/ч. Хотя и попадались местами нормальные участки.
Подъехал к повороту на с. Межирич. Жаль, что мне не удастся посетить в этот день овраги, леса и лесное Шелиховское озеро возле этого села.
Таки успел доехать до Михайловки до 10 часов. Передо мной был глиняный овраг, созерцая на который, восхищался природой нашего края …
Любуясь этой красотой, оглянулся куда бы сесть – возле дороги лежала кучка соломы, присмотрелся – для «приземления» - отличное место. Достал съестные запасы и начал восполнять энергетические затраты. Наминая за обе щеки, обратил что едят и меня – начали слетаться комары. Тонкий писк раздался у уха – отмахнулся. Вспомнилось пребывание в Брянских лесах, вот там комарушник!!! А здесь – детский лепет. Потерплю. Продолжил наминать хавчик, комары хотя и летали, но уже не вызывали внимания. Доев паек на завтрак, сложил вещи, посмотрел на часы – и удивился: на фотографирование и завтрак у меня ушло полчаса.
Проезжая по дороге с ограничителем в 40, удивился, как водители умудряются проходить крутые повороты на скорости далеко за 60 – перед селом был отличнейший серпантин, с довольно крутыми поворотами. Да … шумахеров в нашей стране полно.
Вот и село Михайловка. Проезжая – заметил возможность сделать хороший снимок: на поляне паслась лошадь. Остановился, начал доставать фотоаппарат – подходит пожилой абориген, и спрашивает: «А сколько стоит твой велосипед?». Говорю мол так и так, это «Турист», еще с советских времен … давний, хотя и модифицированный. Только дед услышал, что велек давний, сказал – «Значит мало ездишь …», отвернулся и стал уходить, причем идя к лошади и портя весь кадр. Я как можно быстрее отбежал в сторону и сделал снимок. Конечно не то что хотелось, но близко:
Проехав метров триста, увидел наконец первый мемориал ВОВ за столько километров. Надпись гласила: «К памятнику неизвестному солдату». Дорога вела вглубь леса, посмотрел на время – и решил ехать дальше, не посещая мемориал. Сделал только фото входа:
За с. Михайловка начался лес, воздух так и источал аромат соснового леса. Ехалось легко, дорога была средней гадостности, поэтому довольно быстро прикатил к следующему мемориалу «Катюше». Сделав фото, заметил валяющиеся рядом бутылки от пива, воды и пр. мусор. Подумал о культуре таких людей. А ведь некоторые еще и крадут запчасти с этого монумента и продают на металлолом …
Недалеко проехав от «Катюши», заметил памятную надпись, на ней было написано:
«Никто не забыт, ничто не забыто. Потомству в пример. Здесь 27 марта 1942 г. произошел бой между Лебединским партизанским отрядом М.Г. Карпова и фашистскими карателями … Вечная слава Героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Удивила ухоженность памятника и три гвоздики. Стало жаль, что в Сумах часто не обращают внимание на подобные исторические памятники …
Сделав фото, обернулся назад, и увидел симпатичный кадр. Две секунды – и снимок готов:
И снова в путь – закрутились педали, и скоро показался знак перед въездом в Лебедин. При въезде и выезде в этот город, сплошь сосновые леса, да еще и неплохая дорога … красота.
Приехал к мемориалу в 11.15. К сожалению фото не передало всего величия данного сооружения. Только своими глазами надо видеть подобные мемориалы.
Удивило вот такое сообщение почти в центре города. Хотя Сумы и центр области, но поздравлять ветеранов в нашем городе не хотят. Если раньше приготовления шли за месяц, то сейчас готовятся за три-два дня, причем делают все на редкость гадостно. Чего не скажешь о ситуации в г. Лебедин. Очень понравился этот тихий городок.
Въехал в центр – и сменил мнение, что это тихий городок. Кругом шум, куча машин … ужас. Постарался как можно быстрее проехать это место. Но таки сделал фото этого оживленного места.
Лебединское озеро – эх, увидев его так и захотелось укунуться, причем время близилось к полудню, поэтому жара уже донимала. Да еще и туристы рядом лазили, не выдержал и водитель автобуса и тоже полез в воду. Решил не тратить время и поехал дальше.
За Лебедином началась отличная дорога, да еще с небольшим спуском – ехал быстро, да еще и через сосновые леса. Все кругом так и шумело от певчих дроздов, зябликов и пеночек-тиньковок. В полдень подъехал к селу Будилки. Перед въездом в село – очень чистая речка Будилка, жаль что очень мелкая – можно было бы искупаться. Напомнила реку Вир (Белопольский район), когда-то тоже чистую реку, но в 60-е гг. поделали каналы для орошения полей, и река умерла – заросла ряской, замулилась, заросла камышом …
Будилки очень напомнили родное село Виры в Белопольском районе. Дорога была хорошей, поэтому чуть не проскочил мемориал.
Выехав из села, начали встречаться участки с разбитой дорогой. Снова скорость упала, но стало легче, когда подъехал к Ахтырскому району. Справа виднелись курганы среди поля – как их только не распахали? На их склонах был виден ракитник, отчего издалека их склоны казались желтыми, а на верхушках росли одиночные деревья. У дороги стоял знак – ограничение веса в 12 тонн, хе-хе, до такого веса мне далековато … Солнце изрядно уже припекало, поэтому надолго не останавливался, и поехал дальше.
Подъезжая к Чупаховке – начал моросить дождь, хотя дождевые облака были далековато.
Дождь был мелкий и был приятен – стало прохладней, легче ехать. Вокруг открывались дивные пейзажи – было видно на многие километры все вокруг, жаль что фото не всегда передает ту красоту, которую испытываешь видя вокруг такие пейзажи …
Вот и Чупаховка … Обычное село, уже за этот день столько увидел, что пролетел без остановок, привлекли внимание ставки – на берегу было немало рыбаков, а также на лодках. Видно рыбные места …
Проезжая село, уже думал про пополнение воды – но колодцев так и не нашел. Только почти в конце села увидел колодец в стороне от дороги. Решил проехаться дальше и найти колодец у дороги, но не нашел. Пришлось возвращаться назад. Подхожу к колодцу – и думаю, что если нет ведра, то я влип. Открываю крышку – ведро есть, набрал во флягу воды, сделал пару глотков – вода отличная!!! Для памяти сделал фото этого дивного колодца:
Пожелание удачной дороги за Чупаховкой удивило. В городах в наших краях изредка стоят подобные знаки, а здесь маленькое село … В западных областях такие знаки часто стоят во многих населенных пунктах.
За Чупаховкой был небольшой подъем, осилив который, поехал по довольно ровной дороге, хотя местами с изрядными ямками, но крутил все-равно прилично. Пора было поесть. Остановился на краю дороги – вокруг были поля. Сверчали во множестве полевые сверчки и пели жаворонки, немного припекало солнце, а через время облака закрыли светило – и стало аж клонить в сон. Переборов дремоту, вскочил на велек и покатился дальше …
Проехав пару километров, увидел за сто метров среди поля канюка. Он сидел и смотрел на меня, никак не взлетая, лишь за 70 метров взлетел – и в его когтях я увидел крупного грызуна. Но пролетев метров десять, хищник сел в траву вместе с добычей и снова уставился на меня. Слишком тяжелая ноша не дала возможность ему спокойно улететь в сторону. Не сбавляя скорости промчался мимо – если бы остановился, то птице пришлось бы бросить свою добычу.
На очередном мемориале у дороги возле села Лантратовка была такая надпись:
«Вітер Володимир Іванович. Загинув при виконанні інтернаціонального обов’язку. Тут поле його пам’яті …»
И все – больше никакой информации.
Постепенно приближался к Ахтырке. Заметил сбитую на дороге гадюку – все меньше становится этих змей в наших лесах. Хотя это очень полезная змея, и к сожалению многие при первой возможности убивают гадюк, наслышавшись всяких баек, что ядовитые змеи сами напдают на человека. Все это конечно сказки – змея никогда не нападет на человека, а только при первой-же возможности будет от него удирать.
Увидел балку сплошь покрытую кочками – мало кто знает, что это работа не кротов, а обычных муравьев:
Перед Ахтыркой предстоял спуск – но оказалось сложно преодолеть его: машины не обращая внимания, подрезали, проносились в полуметре далеко за сотню. Да еще и ямы не давали покоя …
Медленно выехал с этого склона, и так замучался при спуске, что и забыл сфотографировать этот склон, проехал далековато, и поздно подумал о фото. Назад возвращаться не хотел, поэтому такое вот фото:
На горизонте увидел церковь. Сфотографировал, жаль что не было рядом местных, чтобы спросить что за сооружение.
Вот наконец показался долгожданный знак:
Вот и Ворскла … повеяло немного прохладой от реки, остановился сфотографировать эту одну из самых чистых рек Сумщины.
Сделав фото, перешел дорогу, и собрался уже ехать, как услышал тонкий гул издалека. Огляделся, и ничего не увидел, а гул все нарастал и нарастал, теперь уже было ясно, что это мотоцикл, и едет он с Ахтырки. Ждать долго не пришлось этого самоуничтожителя – как пуля просвистел он около меня на своем красном байке, так что меня аж потоком воздуха обдало. Ехал он далеко за 200, и теперь я понял, что увиденные раньше шумахеры только цветочки по сравнению с такими кадрами. Пребывая в оцепенении с минуту, поборол опасение выезжать на дорогу и порулил … Через минут десять проехали еще три байкера, но уже на сносной скорости.
Подъехал к Ахтырке и был удивлен большим количеством мопедов, причем едущих не хаотически как у нас в Сумах, а с соблюдением правил. Спокойный город, никто никуда не спешит, на пешеходных переходах люди на красный свет не бегут. Культурный и довольно ухоженный городок. Удивил центр своими просторами – не налеплено разных киосков, игральных автоматов, летних кафе и пр. Рядом парк со множемтвом скамеек. Одним словом – красота!!!
От центра по далеким воспоминаниям, начал крутить к мемориалу – и таки не проскочил. Сделал пару фото. После увиденного простора в центре, было печально увидеть за мемориалом хрущовку, но с другой стороны - все кругом было очень ухожено.
Решил щелкнуть и мой велик:
Поехал дальше, и вот уже последний знак этого симпатичного городка:
За городом, удивили целые посадки вдоль дороги сирени. Пока доставал камеру – солнце закрыла туча, причем надолго. Решил хотя бы просто сфоткать такое явление:
Быстро приехал в Климентово – и увидел еще больше разнообразных кафешек, баров и магазинов чем раньше. Стояли как всегда фуры вдоль дороги. Памятник оленя так изуродовали, что даже не узнал сначала – рога обломили, местами пообдирали – странный народ, думают, что если рядом стоящее кафе называется «Золотой олень», то и скульптура должна быть тоже золотой …
Подъехал к Ворскле, и сделал уже классический снимок реки:
Сделав фото, иду к велосипеду и вижу выезжающих на дорогу с реки РК и Gastello. Они меня сразу увидели и махнули, подъехали – перекинулись парой слов и покатили дальше. Недолго продержался за ними, и на очередном подъеме решил сбавить темп. На очередной горке видел еще краснеющую спину РК, а позже – стало и совсем его не видно. Дорога улучшалась, и стал накручивать. Постепенно начал подъезжать к Тростянцу, дорога перед городком была с наклоном … катился легко и отдыхая.
При въезде открывалась такая вот панорама:
Почти при въезде в городе были два мемориала – один ВОВ, а другой – афганской войне. Оба были сфотографированы. Качество вышло не очень – солнце светило в лоб.
Заехал в магазин докупить припасы – посмотрел на прилавки, докупил 2 мороженых, ядра семечек и булочку. Мороженое сразу было прикончено, что дало дополнительную прохладу и в результате быстро доехал до конца города, где запечатлил еще один мемориал:
Выезжая из Тростнянца – висел знак, где было нацарапано «Сумы – 43 км». Улыбнулся этой цифре … как же это так можно было посчитать???
За городом набрал воды и присел перекусить
Привлекла внимание лесополоса со звездчаткой лесной (белые мелкие цветы) – красота …
Посмотрел на часы – и начал прибавлять ходу. Перед Боромлей начался затяжной спуск, который был очень кстати после перегрыза. Докатился легко почти до конца Боромли …
Солнце близилось к закату, а впереди предстояла сложноватая горка. Было сделано фото заходящего солнца и начат спуск …
Проезжая горку, возле ставка заметил вывеску «Живая рыба».
Время бежало неумолимо, впереди предстояло преодолеть еще ряд горок:
С каждой минутой солнце спускалось ниже и ниже …
Решил по светлому допить оставшуюся воду и съесть булочку – быстро раскрыл рюкзак и прикончил оставшийся хавчик, чем уменьшил вес вещей и возобновил силы.
Подъехал к Верхней Сыроватке и в низине был удивлен резким перепадом температуры – таки речка Сыроватка хотя и небольшая, но контраст температур дала серьезный. Мелькнула мысль одеться, но уже за селом стало значительно теплее.
Солнце скрылось, и сказало до завтра … Быстро начало темнеть …
Майские жуки в сумерках очень активизировались и доставляли немало трудностей – некоторые так и норовили попасть в глаза. Также стало значительно больше машин – все спешили приехать в Сумы засветло. Спешил и я – жал порядочно и пролетел все горки на одном дыхании. Проехал поворот на Бездрик – еще несколько минут – и будут уже Сумы, вот уже белеет знак, а вот уже химзавод. Остались всего-то несколько километров – и все. Сильнее поднажал и пронесся возле химзавода; хорошо, что машин было мало и можно было свободно выбирать где ехать, а не тулиться на самом краю дороги как обычно. Подлетел к Харьковской – классическая финишная прямая: хороший спуск и более-менее нормальная дорога. Все видно – фонари отлично освещают дорогу, видно все издалека. Ночной город довольно был красив – кроме обычных фонарей, улицы еще освещали различные гирлянды в честь Дня Победы – и кроме оранжевых ламп, светили еще разноцветные лампочки на гирляндах. Вот и мост через Псел, поворот на улицу Героев Сталинграда – вот и монумент. Но неожиданно на дорогу вваливается выпившая компания, и не обращая внимание на машины, переходит дорогу. Впереди всех молодая симпатичная девчонка, резко давлю по тормозам, раздается тихое скрипение тормозных колодок – и я останавливаюсь в метре от девчонки, та от испуга пискливо взвизгивает. Съезжаю на пешеходную дорожку, и остается только сделать фото для окончательного закрытия бревета, достаю фотоаппарат – и слышу как кто-то что-то кричит. Оглядываюсь вокруг – и вижу выскакивающих из леса РК и Gastello. Было очень приятно увидеть участников бревета и поменяться впечатлениями. Рассказывая увиденное, не заметили как время перевалило за 10 часов, было наспех сделано фото мемориала, и покрутили по домам.
Сначала поехали все вместе, но сперва Gastello свернул, а потом и РК уехал в другом направлении. Мне осталось пару километров, и уже через пять минут свернул с дороги, потряс костями по дворовым дорогам и приехал ужасно довольный домой.
Вот вроде и все.
Спасибо Мавру за предложенный маршрут
Недоработки: забыл зарядить мобильный (хотя аккумулятор продержался весь день).
Время прохождения бревета:
7.00 – г. Сумы, ул. Кирова
8.50 – окр. с. Штеповка, танк Т-34
11.15 – г. Лебедин, мемориал
12.00 – с. Будилка
15.30 – г. Ахтырка
17.00 – г. Тростянец
19.00 – г. Боромля
21.15 – г. Сумы, ул. Героев Сталинграда
Снаряжение.Еда: 700 гр хлеба (400 гр. Бородинского были обильно помазаны медом, а 300 черного – домашним (настоящим) майонезом. Вода – взята была 1-литровая фляга (всего выпито 4 л.). Сало копченое – 100 гр. Сладкое – конфеты и шоколад, орехи в глазури (около 200 гр.). Чай тонизирующий с разными травами по Белопольскому рецепту (называю «алкогольный напиток») 200 гр., аналог – сушеные ягоды лимонника. Дополнительно было куплено – 2 мороженых в стаканчиках, ядра семечек (60 гр.), булочка.
Ориентирование: Карта Сумской области (1 см. – 2 км.), и для лучшего ориетирования дополнительно карата по Ахтырскому району (1 см. – 1 км.). Для долговечности карт обклеиваю скотчем (аналог – ламинирование). В придачу – компас.
Для наблюдений за животными: Монокль (20 крат), диктофон, блокнот и карандаш.
Ну и конечно фотоаппарат (+ 2 запасных комплекта аккумуляторов)
Для ровера: ключи (+ шестерники, отвертка, и плоскогубцы для особо «одаренных» гаек), насос, латки, клей, камера, велофонарь, тросик, тормозная колодка, ось педали, смазка (масло, солидол), запасные спицы и ключ.
Капроновая нитка – полезная веешь для разных ситуаций.
Аптечка: бинт, зеленка, крем.
Прочее: мобила, запасной фонарь, документы, деньги, часы, бумага.
Одежда: легкая футболка, армейские штаны (не натирают), ветровка, кепка, легкие кроссовки.
Чтобы везти в рюкзаке как можно меньше, на багажник была помещена маленькая сумка, в которую была помещена вода, ремнабор и еда.