Появилось больше свободного времени и дабы спасти коллегу-туриста
от нападков, заброшу информацию для почитать
Тем более, речь пойдет о нашем близком соседе
Планируя велопоход по Республике Белоруссия, ничего сверхъестественного от страны не ожидал. Да и чего можно ожидать от постсоветской страны – именно с таким настроением я пересекал границу. А с другой стороны, планируя маршрут и изучая достопримечательности, все выглядело очень круто и масштабно. Да и люди, побывавшие в гостях у нашего северного соседа, возвращались с положительными эмоциями и полным восторгом. У самого внутри скрывалось недоверие и терзало желание проверить все лично.
Сам велопоход должен был расставить все на свои места и разобраться с когнитивным диссонансом в моей голове. И это свершилось. Теперь обо всем по порядку.
Для начала хотелось бы несколько слов сказать о том, что поразило и не оставило равнодушным нас в этой прекрасной развивающейся стране! И о том чего нет у нас, и в ближайшее время не будет. Хотя, на мой взгляд, это элементарные вещи. Разделю их на некие части для удобства. Дальше будет традиционный художественный отчет по дням с статистическими данными и фотографиями.
Заметьте, мы говорим не о Европе, в которой мы так хотим жить, а о стране СНГ, нашей ровеснице, казалось бы, но сейчас мы на разных уровнях. Мы получили независимость одновременно и на старте развития были вместе! Кто побежал, а кто еще на старте разминается. Хотя нет. Еще остался в раздевалке. Это я о нас, естественно.
ПорядокОдним этим словом можно охарактеризовать положение дел в стране. ОН ВЕЗДЕ! На улицах города, парках, скверах, в отдаленных селах, в электричках, в развалинах замков. В этих руинах не найти завалявшегося в углу бычка, а самое «печальное», что там нет привычного и любимого нами запаха испражнений. Гуляя по руинам не нужно, словно лань, прыгать между местами где можно испачкаться.
Единственные следы пребывания человека были обнаружены мною в Бобруйской крепости в виде лозунга к властям и аккуратной кучки мусора. Тот кто это сделал, по всей видимости, уже расстрелян. Еще было одно неприятное место ночевки в Слониме на берегу реки. Больше мусор нам на глаза не попадался за все наше путешествие.
Как достигнут такой порядок? Очень просто. Повсюду стоят урны! В любом населенном пункте (город, поселок, село, хутор), не в зависимости от его размеров. Не для галочки стоит один на все село не картонный коробок, а полноценные металлические урны. И почему-то их никто не ломает. В селах нет вонючих свалок на окраине села. Во всех селах мусор собирают раздельно в контейнеры, которые потом вывозят. Вдоль автодорог на остановках установлены урны, вокруг которых не лежат горы мусора. Весь мусор из урн вовремя вывозят. Были свидетелями, как трактор с прицепом ездил и собирал мусор из урн. Второй фактор позволяющий жить в чистоте – самосознание, которое воспитывается контролем и наказанием.
Дороги и безопасностьЭх, дороги… любимые наши – так думают автомобилисты у нас. В Белоруссии они, заветные, есть! Думал, что наша автодорога Киев-Чоп это эталон. А нет, белорусские международные дороги это стекло.
Самые показательные дороги, естественно, в Минской области, как основные, так и второстепенные. Между областными городами лежит идеальный асфальт, областные дороги отличные. В Украине таких дорог нет даже по основным направлениям. Проехав всю страну мы видели как строят дороги, какие подушки делают, какой слой чернового асфальта, а потом и основного. Делают даже сливы! По всей стране не видели волн от асфальта. В городах об этом даже и речи не может быть. Очень много видел прямоугольных вырезов на дорогах – берут пробы и контролируют количество закатанных в асфальт денег. И здесь сумма выделенных и сумма освоенных денег совпадают.
На дорогах есть разметка, как не странно, но на всех. Она не затертая, она просто есть! Больше и добавить то нечего.
Следующей проблемой на отличных дорогах всплывает безопасность. Ей в Белоруссии уделяется ОГРОМНОЕ внимание. От понятной разметки, знаков до социальной рекламы на дорогах.
Особое внимание уделено дорожным знакам. Они ПОВСЮДУ! Нет дороги, но знаки уже стоят! По лесу идет гравийная дорога, но на ней уже установлены знаки. На всех выездах из леса (ЛЕСА) на эту дорогу установлены знаки «Уступи дорогу». Это поражает.
Улицы городов и автомагистрали не завешены билбордами, растяжками и лайтбоксами с коммерческой рекламой. 80% встречающейся рекламы – социальная. Вдоль автодорог можно встретить только социальную рекламу направленную на соблюдение правил дорожного движения. Временами очень жесткую. 2016 – год культуры Беларуси. В Минске ступеньки в подземных переходах обклеены надписями «все в театр».
Международные автомагистрали платные и передвигаться по ним на велосипеде запрещено. Как говорят местные, часто ловят и штрафуют. Если автобан проходит через село и дома расположены близко к проезжей части, то на них устанавливают шумоизоляционные щиты.
Забыл упомянуть о обочине. Она везде есть и зачастую очень широкая ну и разметка естественно.
Порядок в Белоруссии не только на проезжей части, но и возле нее. Мусора, напомню, на обочине нет. Трава пострижена. Мне даже показалось, что это навязчивая идея.
По несколько раз в день, встречали у дороги работников дорожных служб занимающихся разными делами. У нас же это организация-призрак…
Во всех населенных пунктах: от мала до велика, на основных направлениях и в захолустьях есть остановки общественного транспорта оборудованные в обязательном порядке лавочкой, урной, знаком остановки и расписанием автобусов. На основных направлениях обязательно установлена крытая остановка различной архитектурной формы. Повторюсь, следов и запахов пребывания человека на остановках нет!
ВелодорожкиДа! Они в Белоруссии есть! Подход к их строительству и внедрению в инфраструктуру городов разный, но в большинстве случаев это сделано успешно.
Минск, как столица, «вылизан» во всем. Велодорожек это тоже касается. Разметка, знаки для велосипедистов, пандусы, пешеходы которые отпрыгивают с виноватым видом при виде едущего велосипедиста, вежливые (чрезмерно) автомобилисты – это все есть в крупных городах, где мы успели побывать: Минске, Бресте, Гомеле.
В городах поменьше, тоже есть велодорожки, но не всегда есть пандус, а прыгать по полуметровым бордюрам удовольствие сомнительное.
На подъездах ко всем городам тоже есть велодорожка. Бывает, что она исчезает при въезде в населенный пункт, это если совсем мелкий городок.
Жизнь в селе и сельское хозяйствоТам есть жизнь! Приятно ехать по селам и видеть засаженный каждый участочек земли, работающую в поле технику, пасущихся коров и работающие фермы и заводы. Все это дает возможность зарабатывать деньги и жить в селе. Как следствие в селах много молодых людей и детей, которых можно встретить на улицах вечером. Днем людей встречаем мало – работают…
Поражает грунт на котором они выращивают сельскохозяйственные культуры. Это не наш чернозем, а какая-то глинистая почва. И они умудряются все выращивать. После этого мне стало грустно за нашу «аграрную» страну. Стал свидетелем такой ситуации. Едем по дороге, а впереди стоит столб дыма, подумал пожар. Подъехав ближе, оказало, трактора гоняют по полю и разравнивают горы завезенной земли от чего и стоит облако пыли.
Отдельно стоит остановиться на сельских магазинах, вернее там маркеты с отличным ассортиментом продуктов! Больше и добавить нечего, остается погрустить за наши сельские магазины.
А еще мы не были в агрогородках – поселениях при предприятиях в сельской местности. О них с восторгом говорят жители деревень.
Городская архитектураО белорусских городах слышал только одно – там «совок». Не согласен с этим суждением. Сильно об этом напоминают некоторые административные здания и почему-то кинотеатры, а в остальном обычные постройки, которых и у нас хватает. Много в этой развивающейся стране современных строений в городах областного и районных подчинений.
Единственное что предает помпезность это особое внимание съезду, который скоро состоится. Но это и понятно почему.
ВодоемыЭто проблема для Белоруссии, здесь нет полноводных рек, проточных озер и ставков. Связано это с особенностью их почвы и поэтому грунтовые воды находятся очень глубоко. И при этом у них все растеть – можно только восхищаться…
Проехав чуть больше тысячи километров, мы видели, у каких водоемов отдыхают люди и поражались. Любой мелкий водоем с подходом к воде является местом отдыха, любой ставок в черте села является местом купания не смотря на качество воды. Мы бы на такие водоемы не обратили внимания, настолько они неприглядные.
НО! Если есть водоем где отдыхают люди, то место отдыха обустроено, будь это город, поселок или село! На берегу находятся грибочки, места для переодевания, урны, туалет и будка спасателей, а в воде всегда есть отгороженный для детей «лягушатник».
ВалютаВ первый день пребывания в Белоруссии мы сразу стали миллионерами. Поначалу было непривычно оперировать такими суммами, но потом привыкли. При совершении финансовых операций было ощущение, что ты играешь в настольную игру «Менеджер». Больше о деньгах нет смысла рассказывать, поскольку в день нашего отъезда произошла деноминация (отбросили три нулика) и внедрялась новая валюта.
Ой, что-то я увлекся и мое лирическое отступление затянулось… Перейдем непосредственно к нашему путешествию.